Главная Мастерская Мастерская Хороводы Хороводы Семинары ИД Академия Бани Форум ЦСНК

Свадьба в слОвенской народной культуре

Опубликовано 12 Декабрь, 2011

     «Живите ЛАДНО!!!» — говорили в старину наши предки. А что же это значит «жить ладно»?! Поговорим???

     В наше суетное время человек стремится успеть все: работать, заниматься спортом, отдыхать, воспитывать детей и еще тысячи больших и маленьких дел, порой превращая свою жизнь в бесконечную гонку к мечте под названием «Счастливая Жизнь». Словом, к какому-то далекому идеалу, постоянно требующему  сил, времени, денег. И в этой самой гонке перестаешь замечать мелочи, которые в действительности составляют нашу жизнь. Вот только за этими мелочами, если по внимательнее приглядеться, скрывается, а точнее раскрывается удивительный, яркий  мир ЖИВЫХ…

     Не секрет, что многое в нашей русской культуре утеряно, многое искажено стереотипностью современного мышления, а то, что осталось, потеряло свой  изначальный глубинный смысл,  превратившись  в ничего незначащие «бабушкина сказки» и повод для насмешек. Однако, приходит время  осознания всей важности связи с нашими корнями, и сегодня   мы по крупицам начинаем восстанавливать свою основу —  знания предков.

     Существуют еще на Земле люди, которые хранят образ того мира, в котором наши предки творили  свою жизнь по своей воле и согласно своему предназначению; мира, в котором жила и живет по сей день магия – ЖИВАЯ МЫСЛЬ ЧЕЛОВЕКА С давних времен наши предки в построении своей жизни опирались именно на свою мысль. Она стала для них спутником, а подкрепленная словом и делом создавала уклад, ныне называемый уклад жизни  слОвянской (от «слово»)  народной культуры.

     Что же это такое УКЛАД? А уклад это и есть жизнь в ладу с самим собой: со своей Душой, со своим родным Духом, со своей Плотью, а также с тем миром, в котором мы живем: с нашими вторыми половинками, детьми, родителями, стариками, нашими друзьями, даже с теми, с кем встреча нам еще предстоит, с природой, домом, хозяйством, с каждым созданием на Земле и во вселенной.  Тот изначальный уклад, по которому жили наши предки, правит и ладит нашу жизнь. Он становится необходимым условием для того, чтобы  каждый человек  выполнил свою задачу и предназначение, раскрыл и применил  те знания, которые  получил при рождении, строил свою жизнь самостоятельно, становясь Хозяином или Хозяйкой себя  и своей жизни.

     В словянском народном укладе любое дело – это обряд, наполненный глубоким смыслом и направленный на выполнение определенной задачи. Не было раньше автоматических и пустых действий. Если человек что-то делает, он всегда знает, для чего он делает и что он хочет получить. Видение результата открывает видение пути, как сделать задуманное. Человек сосредоточен на деле и внимателен к своим действиям, а с таким подходом к работе «недоделкам» и «хвостам» в жизни места нет. Наоборот дело в руках спорится, душа разворачивается, да дух разгорается. Праздник, одним словом!!! Любое дело, за которое бы ни взялись  наши предки, будь то косить траву или печь пироги, колоть дрова или мыть полы, вышивать или топить баньку, доить корову или строить дом, они делали в празднике да с песней! Не стало исключением и такое важное для нас событие, как свадьба.

    В древности свадьба являлась не только праздником создания новой семьи, но и серьезной проверкой для молодых: Жениха да Вестушки. Вестушкой наши предки называли готовую к замужеству девицу, которая несла весть жизни для молодца, а неВеста – это та молодка, которая остается без вести жизни, коли свадебные обряды не пройдет. Про свадьбу раньше говорили так: свадьба – это празднование готовности молодых к творению, построению, правке, ладке и житию своей жизни в единой семье по единой мысли да единым целым со своей второй половинкой. Это празднование состоит как минимум из пятидесяти и, порой, доходит до пятисот обрядов проверки молодых к созданию своей семьи. Длилась свадьба от трех до целого месяца. Все зависело от того, как молодые станут проходить эти обряды жизни.

    Веста и Жених проходят такие обряды, как сказание образа создания своей семьи, утренние обряды на пробуждение ото сна  да на жизненный заряд, обряды выхода на единую мысль в семье,  обряды на создание вольного достатка в семье, обряды по совместному приготовлению еды и мытью посуды,  обрядовые игры, хороводы, обряды на раскрытие видения дитя в семье, банные обряды и многие другие. Коли проходили молодые обряды, семья создавалась крепкая, ладная, благодатная, не было в той семье  места раздору и непониманию. А коли хоть один обряд оказался молодым не по силам, то разводили их как минимум на год, чтобы они поправили себя, да убрали ту боль, которая закрывает им путь к себе и друг  к другу. А как сделают это, вновь свадьба по деревне праздником разливается!

     Впервые с древними свадебными обрядами я познакомилась прошлым летом, и некоторые я и мой супруг опробовали на себе. Вот как это было.

Обряд «Жизнь на коромысле или раскрытие своей жизни да выявление отношения к ней»

Задали нам задачку воды в роднике набрать полные ведра и, повесив их на коромысла, пронести около ста метров по песчаной дороге, да посмотреть, как мы к своей жизни относимся. Супруг мне и себе воды наливает, беремся мы за коромысла и в путь свою жизнь рассматривать. Ведра тяжелые, нелегко мне городской девчонке, которая и коромысло-то тем летом впервые носила, идти по дороге! И тут подруженьки песнь заводят, а парни подхватывают, да и я подпевать стала. А как полилась песня, так и ведрышки свой вес и растеряли. Наши предки песней любое дело сопровождали, с ней сил набирались да благодатную жизнь себе устраивали. Песнь –  помощница наша, проверила на себе!

     Как прошли мы весь путь, поставили ведра с коромыслами на землю и вернулись к началу нашего пути, чтобы пройти вновь и посмотреть, какова дорога наша сухая иль сырая. В древности так сказывали: коль дорога мокра – видно молодые к своей жизни спустя рукава относятся, силы свои попусту разбрасывают; коль дорога суха – жизнь молодых ладная да благодатная, берегут они ее как сокол око свое! У нас дорога местами сырая оказалась, знать есть еще пока в нашей жизни бесхозяйственность. Но это не беда-печаль, а себе заметка, что поправить необходимо. И пошли мы следующий обряд проходить.

Обряд «Раскрытие видения единой мысли жизни».

     Заключался этот обряд  вот  в чем. Завязали мне глаза да нарекли меня: «Стань в этом обряде «слепой» Хозяйкой. Да душой и сердцем смотри на жизнь свою, а на других не полагайся. Свои силы береги,  да на цельный путь  прохождения за Хозяином свои силы распределяй, какие бы препятствия на пути не встретились». И вручили мне один конец  пятиметровой веревки. А другой конец веревки моему супругу отдали, нарекая его: «Стань в этом обряде «зрячим» Хозяином. Да видь душой и сердцем мысль жизни, исходящую от «слепой» Хозяйки. Да веди ее, развивая мысль жизни, проходя через самые большие жизненные препятствия, которые на самом деле и не препятствия вовсе. Да «слепу» Хозяйку не жалей!»

     И повел меня супруг сквозь валежник да кусты, меж густого молодняка да коряг витиеватых, под бревнами упавшими пролазил, через раздвоенные деревья протекал, и я за ним, через пеньки перепрыгиваю, да по бревнышку упавшему как по канату иду. Ходили-бегали мы так по лесу, не обошлось дело без синяков и шишек, да только это по мыслям дурным и страхам надуманным, которые в этом обряде сразу же и убрать можно. Когда завершилась первая часть обряда, нам показалось, что прошло минут двадцать, а на деле вышло, что на два часа мы себе проверку устроили! Затем мы поменялись местами, я стала «зрячей» Хозяйкой, а супруг «слепым» Хозяином, и снова в лес самих себя да друг друга познавать.

     А просматривался обряд так. Коли Вестушка, проходя вслед за Женихом, стонет али ворчит, а еще более плачет или ругает Жениха, то на это Старейшина деревни сказывает: «Слепа Хозяйка. Обряд не проходит. Не Хозяйка она в доме, а голова иль тряпка у порога». А коли Жених жалеет Вестушку да ищет места,  менее тяжелые для прохождения, то на это Старейшина сказывает: «Хоть «зряч» Хозяин «слепу» Хозяйку ведет, но обряд не проходит. Хозяин – не Хозяин, а помойна тряпка одна».

     А коли Вестушка обряд проходит, зная, что ее Хозяин по мысли жизни, исходящей из нее же самой, ведет, и они при этом себя не жалеют, а идут через каждое препятствие, видя и убирая его в себе, то Старейшина сказывает, что семья их крепка да сплочена. А если еще и с песнями Хозяюшка идет, Старейшина говорит: «Та семья нежна и ласкова, где бережны друг к другу. Семья Света и благодати во плоти складывается.» Так же рассматривают и вторую часть обряда, когда Веста Жениха ведет.

     Очень по душе пришелся нам этот обряд, хоть местами и жалели мы друг друга. Зато во время прохождения обряда душа поет, жар такой внутри разгорается, что на месте не устоишь, пятки горят да в пляс просятся! Радость, пробудившаяся в нас, помогла нам увидеть мир сказкой, то есть таким, какой он есть на самом деле!

Обряд «Пробуждение воли»

     Третьей проверкой нам стал обряд на пробуждение воли. По этому обряду вновь Вестушке глаза завязывают да в лес ее отправляют: «Иди на хлопки или стук ложек своего Жениха да выведи его из темного леса. А то он за кикиморой увязался, а она над ним злую шутку учудила, в самую чащу леса увела, через дальние луга, за далекие поля, за три десятка болот.  А сейчас его Леший по кругу водит, к тебе его не пускает. А Жених уже доорался да тебя к себе не дозвался. Теперь только ложками деревянными бьет, тебя на выручку зовет».  Жениху две деревянные ложки вручают да в лес его направляют: «Веди Вестушку через чащобы да ухабы, через реки да болота, через овраги да холмы. Помоги Вестушке разжечь в себе жажду жизни, да так, чтобы с тобой одним. А то она бойка и проворна, может и шуры-муры с Лешим закрутить. Так что далеко от нее не отходи, на нее поглядывай да близко к себе не подпускай. Пусть она часа два по лесной чаще «слепой» походит да свою вольную волю закрепит».

     И коли Хозяин свою Хозяйку на меньшие препятствия выводит, то Хозяин – не Хозяин, а собачка на поводу у Хозяйки. Коли ждет, если та отстает, то  в семье лад да подмога, радость да благодать. Коли Хозяйка остановится, в семье нет силы волюшки. А коль бегом бежит, боль из себя убирает да жизни радуется, то вольна Хозяйка, на Хозяина своего опирается, да о себе не забывает.  Затем Жених с Вестой местами меняются и снова в лес идут, а потом и на просмотр обряда.

     Ох, и набегалась я в этом обряде! По началу с десяток пеньков насобирала, с деревьями пообнималась, ветками сосновыми-еловыми причесалась да супруга своего таки споймала, как на то наказ был. Поймала, сама не ожидала, что получится! А так в жизни и есть, тогда узнаешь, когда действовать начнешь.

Обряд «Хороводы»

    После обряда мы чайку сладкого попили да пошли хороводы водить. Хоровод есть наша жизнь, как в нем ходим, так и живем. Кто в своих руках-ногах путается, кто в петли попадает, а кто течет как вода, да сил набирается. В хороводе можно себя увидеть и поправить, что не ладно. Посмотреть, как дело совместное делается: в согласии или с войной. Происследовать, как семья строится: на искренности или скрытости, на любви или на жалости.

     Так и мы в хороводе стали свою жизнь просматривать, глядя на людей в хороводе как в зеркало, подмечая, как нам мир самих же себя показывает. Запутались, значит, мысль жизни потеряли. Лбами встретились да искры пересчитали, значит, друг друга не видим, да каждый свою линию гнем.  Расцепили руки в хороводе, значит, отчаялись, да все на самотек пустили. А вот если хоровод плавно течь начинает, петли одна за другой в хвост хоровода скатываются, песня звучит в многоголосье, а душа в пляс идет, то значит, ХОЗЯИН и ХОЗЯЙКА  семью создают.

    Этот обряд стал постоянным спутником нашей жизни. Мы с радостью заводим хоровод в своей семье и приглашаем присоединиться к нам окружающий мир!

     Вот такие в слОвянской народной культуре свадьбы справляли. Свадебные обряды направляли молодых на создание ладной и благодатной семьи и не допускали в союз Хозяина и Хозяйки ничего разрушительного. А чтобы не угасал огонь жизни в семье, а любовь крепла с каждым днем, свадебку устраивали каждые десять лет!

Создавайте лад в себе и своих семьях, крепните духом и расцветайте душой. Пусть свет семейного очага станет вам оберегом и стражем вашей жизни.

 

Copyright © 2011 Движение жизни.